ДОЛГОВЕЧНОСТЬ АГРЕГАТОВ В ПЕРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ |
20-02-2024 |
Периодичность обслуживания фильтрующих систем должна оптимизироваться с учетом следующего важного обстоятельства. Каждая замена или очистка фильтрующих элементов не только увеличивает затраты на ТО, но и способствует внесению в двигатель загрязнений.
Исследования показывают, что для защиты двигателей от пыли одних бортовых средств недостаточно. Здесь необходим комплексный подход. Так, требует совершенствования противопылевая защита всей подсистемы приема, хранения, транспортировки и раздачи ГСМ.
В условиях Узбекистана, например, загрязненность дизельного топлива в процессе поступления от железнодорожных цистерн до баков автомобилей возрастает с 0,002 до 0,012 %, загрязненность в баках в 2,0.2,2 раза выше, чем при выдаче из топливораздаточных колонок, в 2.Зраза выше, чем в средней полосе СССР. Размер частиц может превышать 50 мкм, в них содержатся большие количества кремния, алюминия, магния, что особенно опасно для топливной аппаратуры . Предварительная очистка топлива позволяет увеличить моторесурс топливоподающей аппаратуры до 10 тыс. мото-ч, снизить износ деталей цилиндро-поршневой группы на 30 %. В целом значимость пыли как фактора, негативно влияющего на ресурс автомобильных двигателей, оценивается следующим образом: в республиках Средней Азии около 80 % износа двигателей составляет абразивный износ.
Другой важный фактор уменьшения ресурсов автомобильных двигателей — высокая температура окружающего воздуха, которая влечет за собой следующие явления:
изменение зазоров в сопряжениях;
ослабление смазочных свойств масла и снижение его вязкости, что ухудшает гидродинамические условия смазки;
снижение вязкости и повышение испаряемости топлива, уменьшение (по массе) количества воздуха, поступающего в карбюратор и, как следствие, переобогащение горючей смеси;
возрастание температуры и повышенное выкипание воды, что приводит к общему перегреву двигателя.
Рассмотрим влияние этих факторов на интенсивность изнашивания цилиндропоршневой группы.
Повышение температуры масла в картере (от 75 до 98 °С) вследствие ослабления смазочных свойств увеличивает интенсивность изнашивания верхней части зеркала гильз более чем на 50 %, а ухудшение состава горючей смеси — в 3.4 раза.