Ступенчатые коробки передач |
12-10-2024 |
При повороте рычага назад каретка 9 выходит из зацепления с шестерней И, оставаясь частично в зацеплении с шестерней 3 (как показано на смотреть статью под номером 130), и передний мост выключается.
При движении по хорошим дорогам должна быть включена прямая передача и выключен передний мост.
Механизм переключения имеет фиксаторы и замок. Замок является одновременно блокировочным механизмом. Необходимость блокировки вызвана следующими обстоятельствами: если в раздаточной коробке и коробке передач включены низшие передачи, то на выходном валу 5 создается очень большой крутящий момент; передача его только на задний ведущий мост может привести к поломке деталей трансмиссии,
расположенных за раздаточной коробкой. Поэтому понижающая передача в раздаточной коробке должна включаться только после предварительного включения переднего моста; нельзя также допускать выключение переднего моста, если включена понижающая передача. Механизм блокировки обеспечивает выполнение указанных требований.
Замок состоит из двух пустотелых сухарей 21 (смотреть статью под номером 130,6"), в которые заложена пружина 22, прижимающая сухари к стержням. На стержне 17 выполнено три боковых углубления А, Б и В, а на стержне 16 — два углубления Г ж Д. Углубления В и Г мельче остальных углублений.
На смотреть статью под номером 130,6 механизм показан при нейтральном положении в раздаточной коробке и выключенном переднем мосте. Чтобы включить понижающую передачу, необходимо стержень 17 передвинуть влево, однако сделать это невозможно, потому что зазор т между сухарями меньше величины углубления Б и сухарь при перемещении стержня не может полностью выйти из углубления. Углубления А и Б соединяются продольной канавкой, которая позволяет передвинуть стержень вправо и сухарю из углубления Б перейти в углубление А, что при выключенном переднем мосте дает возможность включить прямую передачу.
Когда включен передний мост, зазор т между сухарями увеличивается вследствие наличия глубокой выемки Д и можно беспрепятственно включить не только прямую передачу (смотреть статью под номером 130, г), но и понижающую (смотреть статью под номером 130,5).
Раздаточная коробка трактора МТЗ52 состоит из одной шестерни, соединенной с валом с помощью роликовой муфты свободного хода. При буксовании задних колес муфта автоматически включает передний мост. Кроме того, можно передний мост включить принудительно посредством зубчатой муфты.