ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК В ПРИВОДЕ УРАВНОВЕШИВАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ Д-160 ЧТЗ |
02-06-2024 |
Одной из основных причин недостаточной надежности и долговечности системы привода уравновешивающих механизмов четырехцилиндровых тракторных двигателей являются нагрузки, возникающие в элементах привода при резонансе крутильных колебаний .
С целью проверки возможности появления резонансных режимов движения масс, разделенных зазорами, и определения нагрузок в приводе механизма было проведено динамическое исследование системы привода уравновешивающего механизма двигателя Д-160 ЧТЗ, имеющего наиболее общую кинематическую схему.
Теоретическое исследование проводилось с помощью АВМ ЭМУ-10. Привод уравновешивающего механизма был представлен эквивалентной восьмимассовой системой с пятью нелинейностями в виде зазоров, совершающей вынужденные колебания под действием гармоники второго порядка крутящего момента двигателя на режимах максимальной мощности.
Экспериментальное исследование проводилось в стендовых условиях. Нагрузки в приводе механизма определялись по величине крутящего момента на ведущем противовесе и по величине изгибающего момента, действующего на валик привода маслонасоса. При исследованиях использовалась высокочастотная аппаратура, включающая усилитель типа УТС 1-ВТ-12 и гальванометры типа MSU-I и MSU-IV.
Исследованиями установлено, что движение системы привода уравновешивающего механизма является устойчивым, но не однозначным. Неоднозначность движения (одним и тем же возмущениям соответствуют различные периоды собственных колебаний системы) проявляется в основном при первой форме колебаний (частота собственных колебаний первой формы изменяется от 11,6 до 21,6 гц, а частота колебаний второй формы равна 125 гц) и обусловлена появляющимися «разрывами» кинематической цепи, что характерно, по данным , для систем с нелиней-ностями типа «зазор».
Моделирование показало, что нагрузки в приводе механизма будут знакопеременными ударного характера из-за наличия зазоров в кинематической цепи и зависят в первую очередь от соотношения собственной частоты системы и частоты действия возмущающего момента. Так, при совпадении частоты действия гармоники второго порядка крутящего момента двигателя с частотой собственных колебаний системы (рис. 1) амплитуда момента в приводе возрастает в десятки раз, а на нерезонансных режимах последняя изменяется в соответствии с величиной возмущающего момента.
Анализируя возмущения, действующие на исследуемую систему, можно предположить, что опасные нагрузки в приводе механизма возникнут при резонансе гармоник 1,5; 2 и 4-гопорядкоз крутящего момента двигателя с частотой собственных колебаний первой формы.
12 |