ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С РЕЗИНОВЫМИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫМИ МАНЖЕТАМИ |
19-07-2024 |
Характерной особенностью работы радиальных манжетных уплотнительных устройств (ГОСТ 8752—61) является то, что узкая рабочая кромка резиновой манжеты (шириной менее 1 мм) скользит по поверхности вала, вызывая местный кольцевой износ его поверхности. В зависимости от условий работы узла износ поверхности (глубина канавки) достигает 1 мм и более. Рабочая кромка манжеты также изнашивается. Износ деталей приводит к нарушению работоспособности уплотнения, появлению течи масла и к возможности проникновения пыли внутрь уплотняемого агрегата.
Работоспособность уплотнений восстанавливается путем замены резиновой манжеты и наращивания изношенной поверхности вала до первоначальных размеров.
Типовая технология восстановления деталей машин, разработанная ГОСНИТИ, НИИ автомобильного транспорта, и другая официальная документация предусматривают восстановление изношенных поверхностей валов, работающих с резиновыми манжетами, самыми различными технологическими способами: ручной наплавкой, вибродуговой наплавкой, наплавкой в среде углекислого газа, электроимпульсным наращиванием, хромированием, осталиванием, нанесением полимеров и др. Ясно, что поверхности валов, восстановленные различными способами, обладают различными свойствами (твердостью, пористостью, смачиваемостью маслами, антифрикционными качествами и др.), а значит и различной долговечностью после ремонта узла.
Как показывает практика, некоторые указанные технологические процессы не удовлетворяют предъявляемым техническим требованиям. Так, вибродуговая наплавка и электроимпульсное наращивание не обеспечивают сплошность поверхности, полимерные покрытия ухудшают теплоотвод из зоны трения и при повышенной температуре размягчаются, поверхность, восстановленная осталиванием, плохо сопротивляется абразивному изнашиванию.
На кафедре ремонта машин ЧИМЭСХ проведена работа по* исследованию способов восстановления применительно к деталям, работающим в сопряжении с резиновыми манжетами.
Исследования производились на реальных сопряжениях вал— резиновая манжета на установке, позволяющей имитировать эксплуатационные условия: скорость скольжения, радиальное давление, эксцентриситет манжеты и биение вала, условие смазки и абразивиость среды.
12 |