Увеличитель крутящего момента |
28-07-2024 |
Если выключить рычагом 20 сцепление УКМ, водило разъединяется с ведущим валом, ведущая солнечная шестерня 12, вращая сателлиты, создает в зацеплении усилие, стремящееся повернуть водило в сторону, противоположную вращению вала 1. В этом случае роликовая муфта свободного хода заклинивает водило в неподвижном корпусе 17 муфты. Сателлиты, работая как промежуточные шестерни, передают усилие от вала 1 на вал 13, причем, так как шестерня 10 меньше шестерни 9, крутящий момент на ведомом валу увеличивается (в 1,25 раза).
Рычаг 20 управления сцеплением УКМ сблокирован с педалью управления главным фрикционом. При выключении главного фрикциона выключается также сцепление УКМ и механизм УКМ включается. Это обеспечивает быструю остановку ведущего вала коробки передач. Когда главный фрикцион включен (педаль отпущена), рычагом 20 можно включать и выключать УКМ.
На тракторе ДТ75М УКМ имеет такую же конструкцию, но размещен в отдельном картере, который болтами прикреплен к картеру коробки передач. Ведущий вал УКМ соединен с валом главного фрикциона карданной передачей.
Принцип работы шестеренчатой, ступенчатой коробки
Коробка передач служит для изменения крутящего момента на ведущих колесах (или ведущих звездочках) по величине и направлению и для длительного разъединения двигателя и трансмиссии.
На автомобилях и тракторах обычно устанавливают ступенчатые шестеренчатые коробки передач. Ступенчатые коробки бывают с тремя, четырьмя, пятью и большим числом передач и называются соответственно трехступенчатые, четырехступенчатые и т. д. По числу передвижных элементов механизма переключения они разделяются на двухходовые, трехходовые и многоходовые. Кроме основной коробки передач, в трансмиссии автомобиля или колесного трактора могут устанавливать раздаточную коробку.
На смотреть статью под номером 124 изображены принципиальные схемы ступенчатых коробок передач. Коробки с прямой передачей (смотреть статью под номером 124, а) устанавливают на автомобилях и тракторе МТЗ50. На остальных тракторах устанавливают коробки без прямой передачи. Коробка с прямой передачей имеет три вала: ведущий (первичный) 6, ведомый (вторичный) 13 и промежуточный 7. Ведомый и ведущий валы находятся на одной геометрической, оси, причем передняя опора вторичного вала расположена в выточке первичного вала.
Смотрите также: ШТИФТОВКАРегуляторы числа оборотов коленчатого вала Пуск дизелей Форсунки Закономерности изменения ресурса агрегатов трансмиссии |