Закономерности изменения ресурса агрегатов трансмиссии |
26-09-2024 |
Ресурс автомобильных коробок передач, раздаточных коробок, ведущих мостов в основном определяется износом зубчатых шестерен агрегатов трансмиссии , что в общем виде интенсивность износа и пропорциональна нагрузке q в степени т, большей единицы, причем т при данном виде фрикционного воздействия от нагрузки не зависит.
Влияние скоростного режима на интенсивность изнашивания шестерен объясняется следующим. С увеличением скорости вращения зубчатых колес во всех точках линии зацепления одновременно растут суммарная скорость качения vs и скорость скольжения профилей зубьев уск, по-разному влияющие на несущую способность масляной пленки в зоне контакта, следовательно, и на интенсивность изнашивания поверхностей зубьев.
Согласно контактно-гидродинамической теории смазки положительное влияние увеличения суммарной скорости качения на уменьшение износа объясняется увеличением толщины масляной пленки. Чем больше и2, тем больше кинетическая энергия масла, нагнетаемого в межзубное пространство, следовательно, сильнее его гидравлическое расклинивающее действие. Улучшаются условия для возникновения жидкостного трения.
Скорость скольжения непосредственно не входит в уравнения контактно-гидродинамической теории смазки. Влияние ее на несущую способность масляной пленки определяется ростом тепловыделения в зоне контакта, уменьшающего вязкость масла, следовательно, и толщину масляной пленки.
Скорость скольжения взаимосвязана с коэффициентом трения, причем коэффициент трения обратно пропорционален скорости скольжения в степени 0,2. При увеличении скорости скольжения контактирующих тел коэффициент трения сначала резко возрастает, достигает некоторого максимума, а затем несколько снижается и при дальнейшем увеличении скорости остается практически постоянным. Падение коэффициента трения объясняется сокращением времени продолжительности фрикционной связи и соответственно уменьшением площадки касания, которая не успевает увеличиваться, пока относительная скорость скольжения равна нулю.
Установлено также , что интенсивность изнашивания пропорциональна коэффициенту трения и носит степенной характер, поэтому можно предположить, что интенсивность изнашивания при увеличении скорости скольжения будет сначала возрастать до определенной величины, затем снижаться. Совместное влияние скоростей скольжения и качения при увеличении скорости вращения зубчатых колес определяет сложный характер зависимости интенсивности изнашивания от скорости вращения.